Рецензия на фильм 1995 года «Крикуны».
Олдфагам посвящается.
«Я в этот мир пришёл вперёд ногами,
И женщина кричала: Смотрите!
Он родился с зубами!»
Фантастические романы — это неиссякаемый колодец сюжетов, из которого режиссеры черпают свое вдохновение. Бывает, что первоисточник точно и до самых мелких деталей воссоздан в кино, а бывает, наоборот — режиссер привносит столько нового, что от прежнего сюжета даже намека не остается.
Канадский режиссер Кристиан Дюге, несмотря на то, что перекроил повесть «Вторая модель» американского фантаста Филипа Дика по своему усмотрению и в соответствии с реалиями 90-х годов, умудрился создать чуть ли не дословную экранизацию, которая стала одним из символов эпохи видеосалонов и VHS, наряду с «Бегущим по лезвию бритвы» и «Вспомнить все», чьи сюжеты также вышли из под пера Дика.
Сюжет картины до банального прост: где-то есть полезные ископаемые, а значит кому-то они нужны, что в свою очередь значит, что кому-то это не нравится. А стало быть… быть войне. С одной стороны баррикад — жаждущий ископаемых Новый экономический блок (НЭБ), с другой — не желающий погибать из-за радиационных рудников Альянс. Поле битвы — планета Сириус 6Б. В повести же Дика противоборствующими сторонами были США и СССР, а военные действия происходили на Земле. Но в 1995 году это оказалось совсем не актуально, да к тому же и неполиткорректно. Поэтому вот вам НЭБ, Альянс и Сириус 6Б. Получите — распишитесь. Впрочем, для раскрытия сюжета совершенно неважно кто с кем воюет. Главное, что есть противники, а стало быть есть те, кто создает тех самых Крикунов, про которых и идет повествование и в книге Дика, и в фильме Дюге. Ученые Альянса изобрели самосовершенствующихся роботов, издающих пронзительный парализующий звук и призванных уничтожить любое живое существо при помощи вращающихся резаков. И на этом ученые «умыли руки», переложив массовое производство, поддержку и отладку завода, где рождались новые роботы, на плечи самих роботов, которые без чуткого руководства человека стали совсем самостоятельными и решили, что люди им тут (то есть везде) совсем не нужны. Знакомый для заката 20 века сюжет? Альянс теперь и в военных действиях практически не принимал участия, полностью доверившийся своим роботам. В свою очередь и военные из НЭБ не рвались в бой, отсиживаясь в своих бункерах, чтобы не попасться под крикуновскую раздачу.
Казалось бы, на что тут смотреть? А вот есть на что. История начинается с момента, когда главный герой картины полковник Джозеф Хендрикссон отправляется на мирные переговоры в штаб противника. И в ходе путешествия выясняется, что Крикунов оказывается уже не одна модель. Роботы оказались настолько умны, что научились играть на чувствах людей, удачно манипулируя некогда «венцами природы». А еще они научились любить и убивать себе подобных. Чем вам не человеческие «высокие отношения»? Действительно, зачем нужны люди, если есть более совершенные роботы, которые способны полностью заменить человеков, не размениваясь на всякие мелочи?
И даже воины Альянса больше не в безопасности.
А главной загадкой становится — от кого ждать удар?
Режиссер Кристиан Дюге даже в малобюджетных условиях и на канадских умопомрачительных просторах сумел создать Диковскую мрачную, полную безысходности, антиутопическую атмосферу. Он словно показывает нынешнему и будущему поколениям, что в войнах никогда не бывает победителей. И не потому, что любая война — уже поражение. Поражение дипломатии, ума, мира. А потому что все стороны, вне зависимости от степени их правоты, уже сами вырыли себе могилы. Буквально.
Бережно работая с оригинальным текстом, Дюге снял кино, которое можно смотреть и в 2017 году. И это во многом благодаря игре актеров, которая создала тот самый психологизм, без которого нельзя помышлять об атмосфере безнадеги. Сыгравший полковника Хендрикссона, Питер Уэллер (ага, тот самый Робокоп) показал, что он может не только показывать грустное с достоинством лицо, но и проживать более сложные чувства. Красавица Дженнифер Рубин (Джессика) тоже органична в своей роли. А тролль (в самом современном понимании этого слова) Беккер, сыгранный Роем Дюпюи, оказался самым интересным с точки зрения актерской игры персонажем. Именно он запоминается больше всего.
Если в 90-е этот фильм вызывал ужас и трепет, то сейчас он пленяет своей мрачностью и холодом. И ностальгией по юности, конечно.
И безо всяких дорогостоящих спецэффектов.
Отличный фильм. Беккер вообще милашка. Всех развёл.
Про спецэффекты. Нынче забыли, что без них тоже можно окзывается снимать.
«В поисках галактики» как раз из таких. Не скажу, что там море смысла, но этот фильмец почему-то оставил след. Может из-за Сигурни Уивер?:)
Дааа, Беккер — крутой!
А я вот не смотрела «В поисках галактики». А Сигурни Уивер очень люблю, обязательно посмотрю этот фильм. ))