Изумительная дичь. О венгерском фильме «Свободное падение»

Вот теперь я видела все! (с)

постер

Если в какой-то момент вы проснулись и подумали: «Хочу, чтоб было странно», имею я рецепт, как этого достичь. Как на счет забавной и меж тем философско-социальной, местами политико-сатиричной и повсеместно гротескно-аллегоричной дичи руки венгерского кинорежиссера Дьёрдя Палфи? В центре сюжета «Свободного падения» пожилая пара, которая со всей пылкостью своей пенсионерской души действует друг другу на нервы. Дед починяет примус и ворчит, что всё не то и всё не так, и вообще, «когда ты в последний раз покупала сыр?». Бабка отвечает, что всё то и всё так, берёт самую стереотипичную старушечью сумку на колёсах в одну руку, пакет с пакетами — в другую, поднимается на крышу семиэтажного дома и прыгает вниз. И это только в первые три минуты повествования.

кадр из фильма

Потом бабуля встаёт, идёт за сыром и возвращается домой. Поднимаясь в свою квартиру, героиня встречает главных героев других квартир, других миров, других историй. И вот там дичь творится похлеще, чем в голове у этой старушки, похлеще, даже чем у меня, похлеще, чем у кого бы то ни было.

Тут тебе и достигшие благодати проходящие сквозь стены ученики йога похожего на парторга. Они словно поясняют с высоты своего просветленного сознания, что даже если ты преодолеешь несколько стен, какая-то все равно остановит тебя, ибо будет это стеной общественного порицания и скудоумия.

кадр из фильма

А вот ультрастерильная, обёрнутая в пищевую плёнку близость супружеской пары. Палфи круто превращает этот эпизод в манифест о неспособности человека к взаимодействию. Он подвергает жестокой критике общество потребления, показывая микровселенную супружеской квартиры, где всё покрыто фольгой, разделено на порции и идеально структурировано. Абсолютно всё: еда, мебель, супруги, их любовь и секс, эмоции, желания… вся жизнь — становятся частью потребительской культуры, которая уничтожает удовольствие. И саму жизнь.

А в другой квартире расположилась клиника, где женщина готовится к «обратному аборту». Скоро её уже рождённого ребёнка поместят назад в материнскую утробу, чтобы он там… растворился. И снова венгерский режиссер рассматривает людей, как товар, как источник неких социально-культурных событий. И только. Во время «обратного аборта» ребенок — предмет, больше не нужный его создательнице — будет поглощен маткой, которая его родила. Точно также мы возвращаем непонравившийся товар, заказанный в Интернете.

кадр из фильма

И подобных квартир в этой семиэтажке ещё достаточно. Достаточно для того, чтобы зритель наконец уразумел, что «хватит это терпеть!» Чем дальше мы блуждаем по коридорам этого многоквартирного дома, тем сильнее мы осознаем, что людей там нет. Там есть предметы, прозябающие свои жизни и сотрясающие воздух. Тут впору залезть на крышу и сигануть с неё. Впрочем, и это не поможет. Самая главная героиня это уже доказала. Никуда ты с подводной лодки не денешься. Остаётся бродить посреди этого и знатно офигевать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.