Я люблю детективы. И никто не переубедит меня, что это китч, что это «низкий жанр», что им вообще не место в литературе. Ага, щас!!!
За свою жизнь я прочла огромное количество детективов самых разных поджанров и качества. Теперь хочу копнуть глубже и рассмотреть жанр детектива более детально.
Представьте, что вам вдруг пришла идея написать детектив. Ну, мало ли какие могут быть причины подобному желанию. Может, вам слава Дарьи Донцовой и прочих Чейзов жить мешает, а может, все гораздо сложнее, и вам в самом деле есть что сказать. Или у вас в голове крутится какое-нибудь идеальное преступление, что если вы его не опишете, то обязательно его совершите. Да, и такое бывает. Помните, как говорила Агата Кристи: «Мытье посуды такое скучное занятие, что волей-неволей приходит мысль об убийстве». Вот она и писала детективы, чтобы самой не начать убивать. Так сказать, сублимировала в творчестве свои тайные желания. Шучу, конечно. Госпожа Кристи была крайне безобидной особой. Наверное…
Предполагается, что вам уже известно, что такое детектив и с чем его едят. Однако, если вы сомневаетесь, данная работа поможет раскрасить некоторые белые пятна в ваших познаниях.
Итак, какими бывают детективы? Расскажу о самых популярных течениях.
Классический детектив — самый популярный (на то он и классический) подвид данного жанра. Его главной интригой является исполнитель преступления. И вместе с главным героем, расследующим сие злодеяние, читатель сам втянут в решение головоломки. Кто быстрее разгадает загадку: следователь или читатель? Подобный поджанр вовсю эксплуатировала вышеупомянутая госпожа Агата Кристи, например, в романах о работе Эркюля Пуаро.
Криминальный детектив — в отличие от классического, все обстоятельства преступления читателю уже известны. И самое интересное — это процесс поимки преступника. Как он изворачивается, заметает следы, как по остаткам заметенных следов идут сыщики. И яркий пример подобного жанра мы можем наблюдать в телесериале про лейтенанта Коломбо.
Это два самых главных оплота детективного жанра. Существуют еще полицейские детективы и юридические, медицинские и детективы-триллеры или боевики. Все они различаются главными героями, ведущими расследование и техническими средствами, используемыми в процессе оного.
Также следует выделить детективы, написанные специально для женщин, главная героиня которых, простая русская, американская, парагвайская или, на худой конец, эфиопская домохозяйка, не выпуская из рук поваренную книгу с половником, играючи, выводит на чистую воду какую-нибудь грязную личность. Если вы хотите писать именно по такому жанру, не забывайте также, что ваша героиня обязана будет влюбить в себя между делом арабского шейха, соседа-алкаша в линялых трениках, ведущего местного новостного канала, красавца-вампира, оборотня-аристократа или… кого там модно сейчас влюблять. Тут я не большой советчик, но пораспрашивав мам-бабушек-сестер-тетушек своих и друзей, сделала вывод — среди русских любовных детективщиков лидирует Татьяна Устинова, а среди зарубежных — почему-то Сидни Шелдон, хотя я его работы к детективам не отношу. Тем не менее. Может, я чего-то и упустила.
Лично я очень люблю иронические-юмористические детективы. Ну, вот хоть убейте, нравится мне стебная манера подачи материала, когда между шутками-прибаутками раскрываются кровавые убийства, ограбления века и прочие непотребства. Да-да, это еще один детективный поджанр. Особое место на литературном Олимпе на стеллажах о расследованиях преступлений занимают работы польки Иоанны Хмелевской и венгра Пола Ховарда (наст. имя Енэ Рейтэ), которого даже можно считать родоначальником иронического детектива.
Отдельная веха в этом жанре — детектив детский. Направление сравнительно молодое, также как и главные действующие лица в работах подобного жанра. Как правило, расследование ведет группа, реже один тинейджер, а все преступления зачастую связаны с загадками археологии, с мистикой, хищениями шедевров искусства или классного дневника. Разумеется, в таких произведениях не встретишь бытовых драк с поножовщиной на почве пьяного адюльтера или изнасилований на почве маниакально-депресивного синдрома. Хотя, наверное, любопытно было бы почитать о том, как бравая команда семиклашек расследует убийство старой больной одноглазой проститутки, чье тело нашли на городской свалке голодные до женской, хоть и мертвой, ласки, бомжи. Кило героина обнаружили тут же. В пакете. А пакет — в желудке у проститутки. Впрочем, это мне, великовозрастной девахе, с большой натяжкой было бы любопытно такое прочесть. А не целевой аудитории детских детективов. За неплохими примерами работ в данной категории можно обратиться к голландскому автору Томасу Брецина, который по накурке (шучу, конечно), наваял целую серию про деток-детективов «Кникербокер-банда».
Хотите экшн детектив? Детектив-боевик? Вам обязательно понадобиться герой, служивший в Афгане, Вьетнаме, Северной Корее, при Цусиме, либо бывший и к тому же спившийся полиционер, или был когда-то боевиком колумбийского, солнцевского, цыганского нарко-барона, которого предал лучший… а чего мелочиться: которого предали сразу все! И он вышел на тропу войны, чтобы мстить. Но перед страшной мстЁй, ему нужно провести свое собственное расследование, дабы выяснить, кто все-таки убил его жену и детей, кто разорил его семью, распустил, связанный бабушкой, свитер, а ее саму обесчестил. Потому как полиция-милиция, КГБ-ЦРУ ему помогать не хотят и не желают. И вот выяснив, он начинает крошить направо да налево. А то и вдоль да поперек. Или вовсе по диагонали. Как правило, само расследование занимает всего пять процентов всего повествования, а все остальное экшн, перемежающийся флэшбеками былых боевых удач и неудач. Тут ярким примером будет практически любой детектив, где фигурируют слова «опаленные», «брат», «Афганец», «огонь», «месть» и так далее.
А как на счет крутого детектива? Жанр сродни нуару, только главным героем тут выступает антагонист «черного романа»: детектив, журналист, адвокат, кто угодно, ведущий расследование. Однако обычный детектив превращается в крутой, благодаря самой личности главного действующего лица. Еще неизвестно кто больше подвержен порокам: детектив или преступник. На протяжении всего романа он будет пить, курить и материться, околачиваться по стриптиз-клубам, потому что там ему лучше всего думается. Он будет постоянно пускать в дело кулаки и револьвер 45 калибра, подкупать свидетелей и избивать подозреваемых. А еще у него будет разбитная подружка с большим бюстом и жизненным опытом. В конечном счете, пройдя через девять кругов похмельного ада, он найдет преступника. Как говорится, не мытьем, так катаньем.
И еще очень много поджанров и под-поджанров детективного романа: психологические, исторические, фантастические, мистические. Они могут быть и классическими детективами и даже боевиками, но с определенной атмосферой, эпохой, средствами раскрытия преступления и, порой, специфическими героями.
Итак, с самим понятием детектива мы мало-мальски разобрались. Теперь попробуем выяснить, как этот самый пресловутый детектив написать.
Ну, допустим, мы имеем в голове неплохой сюжет с любопытным и закрученным преступлением. Например, двойное убийство с тройным ограблением и изнасилованием молоденького стажера-практиканта, подрабатывающего ночным сторожем в НИИ цитологии и генетики имени какого-нибудь великого ученого с непроизносимым именем. Сразу понятно, что это у нас не дамский и не детский детектив. Стало быть, и следователем будет не домохозяйка с томиком Шекспира под мышкой и не юный-натуралист-пятиклассник. Вряд ли за расследование возьмется и герой любой из локальных войн. Или завязавший вор в законе. Ибо западло им таким заниматься. Если, конечно, убиенный не их близкий родственник. Впрочем, и без родственных связей мы можем притянуть крутых мужиков к расследованию. Их ведь могут просто обвинять в этом преступлении. И им ничего не останется, как бить себя в грудь, доказывая свою невиновность, и между ударами вести свое расследование. Но лучше пусть этим делом займется профессиональный сыщик. Не хотите? Ну, ваша фантазия — ваше право выбирать главного героя.
И не забудьте дать своему герою звучное и зычное имя. А вот плохишу, наоборот, лучше дать неприметное имя, чтобы он мог раствориться среди остальных героев и читатель сразу не догадался, что вот этот Маньяк Убийцевич Душегубов как-раз-таки и является нехорошим человеком. И пусть второстепенных героев будет побольше, чтобы фантазии было, где разгуляться, а читателю поплутать.
И помните, что следователь находит убийцу, вора и прочие антисоциальные элементы при помощи логики и улик. А не потому что вдруг, откуда ни возьмись, является доселе никому неизвестный свидетель и не указывает перстом в сторону Маньяка Убийцевича. Мы с вами не в античном мире живем, где любой запутанный сюжет распутывали при помощи «Deus ex machina». Не нужно нам «божественного вмешательства», герой и сам сможет «отделить мух от котлет».
Поэтому, чтобы совсем не завести себя в тупик и не запутаться, составьте план своей работы. И главное — придумайте концовку сразу. Многие знаменитые авторы начинают писать детективы с конца. Ведь начало после этого всегда легче будет написать. Кроме того, уделяйте большое внимание разным деталям и мелочам, описывайте их без стеснения, НО не забывайте, что каждая мелочь должна быть к месту и оправдана. Не нужно толстовских описаний только ради описания. Не нужно рассказывать, что один из героев постоянно курил сигареты, произведенные по его личному рецепту на острове Святой Елены, если потом окурок не будет найден на месте преступления или в квартире подозреваемого и так далее. Но это очень пошлый пример. Поэтому я надеюсь, на вашу более богатую фантазию.
И не забывайте, что читатель вместе с главным героем участвует в расследовании. Что ему тоже нужно подкидывать всяческие улики и подсказки. Пусть читатель помучается. Пусть поработает головой.
И, конечно, помните о красивых женщинах и мужчинах. Мы — читатели, любим между строк помечтать о красавцах и красавицах с большими… амбициями.
И, да! Никаких дворецких в роли убийцы, даже если вы расследуете ограбление.
Ну, вроде как все!