Рагнарок-рок-рок идет…

Рецензия на фильм «Тайна Рагнарока»

На меня иногда находит желание посмотреть скандинавское кино. Ну, там про девушку с татуировкой бекона или про эйчара, ворующего картины. Вот и на днях меня тоже обуяло. Это вместо предисловия, сказочка – ниже. Под картинкой.

рагнарок

 

Отгадайте, чем занимался норвежский режиссер Миккель Бренне Сандемусе после выхода в 2010 году его ужастика «Остаться в живых 3». Правильно, смотрел и пересматривал фильмы про Индиану Джонса, Лару Крофт и прочие «Челюсти» с «Анакондой». А потом на него снизошла благодать в виде божественной длани Одина, и он, вооружившись богатой скандинавской мифологией и еще более богатой норвежской природой, выдал на не очень широкий круг общественности (менее 300 тыс. просмотров в кинотеатрах) картину «Тайна Рагнарока».

Необязательно быть викингом в пятидесятом поколении, чтобы любить скандинавскую мифологию.Вот и кинематограф, пользуясь этой нашей любовью, не устает баловать сюжетами про сынов Асгарда, про северных воинов, про силу и честь. «А режиссеру из Норвегии — просто грех не воспользоваться генетической памятью предков», — так, по всей видимости, думал Сандемуссе.

рагнарок
Во главу сюжета положена легенда о Рагнароке, конце света в скандинавской мифологии, показанная через научные изыскания молодого археолога и по совместительству отца-одиночки Сигурда Свендсена. Сигурд настоящий — прям как в учебнике — романтический герой, который несмотря на то, что его идеалы были не просто осмеяны, но — что гораздо важнее — лишены финансирования, не остановился. Разумеется, для пущего драматизма он повздыхал сначала у реки, глядя куда-то вдаль, затем опоздал на выпускной детей, потом томился дома, расхаживая из угла в угол плохо освещенной комнаты. Его страдальческие глаза и бородку крупно брала камера. И вот когда он практически решил забросить работу всей своей жизни и отправить резюме на соискание должности экскурсовода, объявляется его старый приятель Аллан с огромным испещренным рунами булыжником в сумке. Приняв камень за карту несметных сокровищ викингов, они принимают решение, что надо следовать вслед за мечтой: Сигурд — за археологическими открытиями, Аллан — за богатством. Сколотив из того, кем было экспедиционную группу, они отправились на нейтральную территорию между Норвегией и Россией.

В группе, кроме двух приятелей, также были дети Сигурда: дочь Ранхильд, которая приписана в этот фильм для того, чтобы усугублять душевное состояние отца, капая ему на мозги, а также изредка бесить зрителя, ее брат Браге — наоборот, должен был добавить немного тепла, но все равно иногда подбешивал.

А что вы хотели, товарищ родитель, когда брали к черту на рога детей младшего и среднего школьного возраста. Туда, где даже советские (!) пограничники не выжили, туда, где даже летом температура слегка выше нуля, туда, где вообще нет никакой цивилизации.
рагнарок

Другой член экспедиции — Элизабет, непонятно кто такая, зачем и почему, но один раз хорошо выстрелила из насквозь проржавленного то ли ружья, то ли гарпуна. А еще она нужна была для того, чтобы через некоторое время стать новой мамой для детей, потому как старая мама для еще большей драмы пять лет назад скончалась.

Единственный персонаж, кроме Сигурда и Аллана, который вписывается в логику научных экспедиций, — это проводник Лейф.  Отталкивающий, грубый бомжеватый мужик, от которого прямо на подсознательном уровне веет подлостью. Но что такое человеческая подлость по сравнению с Рагнароком, тайну которого они все-таки раскрыли.
Тем не менее, все актеры справились с той задачей, которую перед ними поставил режиссер. Каждая эмоция, каждая подача были органически вплетены в их собственный темпо-ритм, но вот сами задачи — это проблема. Плохой режиссурой попахивает. Интересно, сами актеры это заметили?..

рагнарок

Сюжет развивается нордически неспешно, и даже сама кульминация могла бы быть гораздо динамичнее и эффектнее. Может, дело в бюджете (около 4.5 млн. USD), может это такая норвежская фишка, но я все же считаю, что если намереваешься снять фильм про какое-то вселенское зло, то зло должно быть действительно вселенским. А тут ему было уделено максимум минут десять, из них воочию его наблюдаешь секунд сорок, и само оно какое-то не очень тянущее на целый Рагнарок.

Либо я еще не доросла до норвежского приключенческого кино, либо уже переросла вообще весь жанр приключенческих фильмов, а может я настолько избалована высокотехнологичными блокбастерами Голливуда, но эта картина мне показалась слабой. А может она в самом деле таковой и является. Ведь сюжет очень интересный, но вот исполнение среднее, не дотягивает до «Лары Крофт», даже близко не приближается к «Индиане Джонсу», прячется в тени «Челюстей» и курит вместе с «Анакондой».

рагнарок

И, тем не менее, если не забывать о том, что картина снята в Норвегии, режиссером, у которого за плечами один единственный фильм, и тот — слэшер, то можно попытаться получить удовольствие, ну, хотя бы от созерцания великолепной норвежской природы.