Если хочешь моргнуть, сделай это сейчас

Рецензия на анимационный фильм «Кубо: Легенда о самурае»

легенда о самурае

«В этом мире есть боль и печаль…
Но радости и любви в нём гораздо больше!» (с)

 

Обычно в рецензиях говорят о тех, кто создал картину. Я ничего не знаю о компании «LAIKA», кроме того, что они имеют страсть к кукольной анимации, и являются авторами таких мультфильмов, как «Коралина в стране кошмаров», и «Паранорман». Но про эти мультики я тоже ничего не знаю, окромя их рейтинга IMDB, Кинопоиска и Кинокопилки. По этому поводу можете разобраться со мной отдельно.

И в связи с вышенаписанным я сразу начну повествование о Кубо.

Кубо и Легенда о самурае — это не один цельный рассказ, это притчи в притчах, истории в историях, где все тонко, многогранно и глубоко, как и многое в японском фольклоре, как и многое в Синтоизме, как и многое в этой жизни. Наверное, именно поэтому так органично выглядят персонажи в картине. Они словно повторяют нас с вами — кукол, управляемых жизненным провидением. Ладно, тут я не всерьез, все-таки это ведь мы сами управляем собственными жизнями. Ведь правда? Правда?

Кстати, почему в нашем прокате «Две струны» вдруг превратились в «Легенду о самурае»? А все потому, что смысл «Двух струн» становится понятен только в конце истории. А для тех, кто еще не видел мультфильм, вполне себе продаваемое название «Легенда о самурае»: очень даже в стиле Древней Японии.

Итак, визуальная, как и сюжетная линия, полностью базируются на японской народной культуре. Тут вам и мудрые женщины, и бесстрашные самураи, готовые сложить голову за своего господина, и пляски оригами под сямисэн (подвид японских балалаек), и змеевидные драконоподобные чудища, и духи умерших, и прочие бабайки, которыми так славится японский фольклор. Главный герой — мальчик Кубо, с необычным магическим даром, который он получил от своей матери. Он вообще очень многое получил от матери, в том числе и злобных родственников в виде теток и деда. Я сначала подумала, что смотрю японскую сказку о царе Салтане. Но потом эта мысль меня отпустила. Потому что малец нарушил мамин наказ вернуться домой до начала «комендантского часа» и превратился в тыкву. То есть не превратился, но экспозиция закончилась, произошел конфликт и началась движуха. В общем, закончилась спокойная жизнь, закончились ежедневные оригами-магические сказочно-эпические представления с сямисэном, которые Кубо устраивал в соседней деревне. Пришлось ему отправится незнамо куда за волшебными артефактами, чтобы одолеть все то, что так мешает ему и всему живому жить. В дороге ему помогает боевая и не по статусу (хотя кто там знает, как правильно у японцев) наимудрейшая и крайне обстоятельная Обезьяна, и не менее боевой, но гораздо более веселый и находчивый Жук. Жук, зато Самурай.

легенда о самураеВсе путешествие за артефактами, как оказалось, было не столько ради артефактов, не столько ради самого путешествия (хронометраж, батальные сцены, прочие другие экшен моменты ради внимания зрителей), но чтобы показать процесс сближения персонажей, и чтобы мы с вами прониклись всей глубиной японской (в данном случае) культуры: часто в жизни мы делаем вещи, которые, как нам кажется приближают нас к чему-то, к счастливой жизни, например. А в последствии оказывается, что искомое было рядом, надо было просто понять и принять себя, иначе взглянуть на жизнь, на что у нас часто нет времени.

Весь мультфильм пронизан идеей того, что не надо бояться смерти, как нужно относится к потере близких, что самое важное это память, способность видеть добро и уметь прощать. Именно поэтому мы не увидели в конце того, как добро ставит на колени зло и жестоко убивает. Потому что не надо видеть зла. Не надо!

Зато мы увидели невероятно красивую визуальную составляющую мультфильма. Традиционной Японией был пронизан каждый миллиметр пространства, каждая секунда действия. Страшно представить сколько труда было вложено в то, чтобы создать такую красочную картину, таких живых персонажей. Чтобы стало совсем страшно, я даже специально посмотрела как создавался мультик. Но это уже отдельная инженерно-художественная песня.

Еще неделю назад я думала, что мой любимый анимационный фильм (на данный год-два) это «Зверополис». А все из-за милашечного полицейского Ягуара. А не из-за Ленивца!

Но, пожалуй, я еще раз пересмотрю «Кубо и две струны», так сказать, в удовольствие, не нажимая на паузу, чтобы проанализировать философскую мудрость Обезьяны, чтобы повторить махи катаной Жука, чтобы «заглянуть в глаза» (ирония, канеш) главным антагонистам, без попыток найти скрытый смысл, без изучения Википедии, чтобы прочесть об очередной тайне, обряде, вехе Синтоизма. И, как знать, может даже не стану удалять его с жесткого диска еще пару лет. Или месяц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *