Как писать смешно. Часть 2.

В прошлом посте я начала рассказывать о стилистических приемах, которые помогают превратить мой текст в смешной.

Как Вы уже догадались, тут я продолжаю умничать.

Итак,

как писать смешно 2

Аллитерация — повторение звуков. Часто используется в поэзии. Но и в нашем деле она придет на помощь, если, конечно, мы хотим сделать наше повествование веселым. Более того, на грани бреда и стеба. Расскажите, например, про мать-настоятельницу, которая настоятельно рекомендовала настойки из настоящей настурции. Или о сосальном сале Гонсалы Салазар, которая жила на улице Салова рядом с домом Вилле Хаапасало, и каталась с саламандрой на салазках.

Тавтология. С одной стороны, тавтология — это стилистическая ошибка. Все это знают и все боятся быть обвиненными в допущении оной. Но именно она может сделать ваш рассказ смешным. Впрочем и тут нужно продумывать фразы таким образом, чтобы читатель понимал, что данное предложение является не образчиком того, как нельзя говорить и писать, а настоящим шедевром юмора. Если вы пишете, что ваш герой поднялся вверх (куда ж еще), то и уточните, что было время, когда он поднимался вниз, потому что, например, кнопки лифта «вверх-вниз» были перепутаны, либо альтернативная гравитация и прочие законы физики, либо у героя дар такой — подниматься вниз и спускаться вверх. А уж если вы пишете про зомби, то словосочетание «мертвый мертвец», даже в объяснении не будет нуждаться, потому что в данном случае «мертвый мертвец» и просто «мертвец» могут носить совершенно разное значение.

Перечисление предметов, которые, как правило, не должны сочетаться. Например, в ее сумочке всегда можно было найти блокнот и ручку, а также отвертку и схемы зенитно-пусковых установок армии Буркина Фасо. Даже в случае с сумкой Мэри Поппинс данные предметы смешны, а мы-то уж знаем, что такое сумка Леди Совершенство. Просто перечисление, даже если каждое из слов сочетается с другим, более того, даже если каждое из слов является синонимом другого, тоже может быть забавным, но только в том случае, если перечисление переходит любые логические рамки. Безусловно, конечно, разумеется, всенепременно мы сталкивались с таким оборотом в различных работах и безусловно, конечно, разумеется, всенепременно этот прием вызывал у нас, как минимум, улыбку.

Каламбур или игра слов. О, как же много шуток родилось только от того, что одно и тоже слово имело несколько значений. А некоторые слова кроме прямого, имеют еще переносное значение. Используйте данное свойство русской лексики. «Разве можно было не узнать в этом шедевре руку мастера? Действительно, если приглядеться, то на дне вазы эпохи Минь, истином шедевре китайского гончарного дела, лежала оторванная рука мастера пятого разряда Семена Михайловича. Детектив, расследующий дело, пытался вывести подозреваемых на чистую воду, но они упрямо продолжали стоять по колено в грязной воде. В руке одного из них была розочка, и детектив применил всю свою сноровку, чтобы отобрать у него это опасное оружие, которое он сделал из бутылки мадам Клико. Мадам Клико не возражала, так как была той еще пьяницей и у нее водилось очень много разнообразных бутылок». В качестве упражнения откройте толковый словарь и найдите слово с несколькими значениями и проэкспериментируйте. Придумайте предложения, в котором данное слово будет иметь сначала одно значение, а потом окажется, что значение было совершенно иным. И помните, несмотря на то, что во всех учебниках пишут о львах как о плотоядных животных, никогда не пытайтесь кормить их плотами. Даже самыми новыми свежевыстроганными плотами.

Дословное (буквальное) понимание крылатых фраз, пословиц, идиом. Говорите, у вас от любви бабочки в животе порхают? Зачем же вы их ели, господа? Да еще и живыми! Ох, уж эта азиатская кухня. «В отделе финансов сегодня веселуха: песни поют. Вот уж точно «финансы поют романсы».

Эффект неожиданности. Явление, когда в логику объедененных общим смыслом или бессмыслицей вещей входит нечто, что окончательно разрушает… смысл, логику, мозг… или, наоборот, добавляет красок к описанию. «Ее каждый день был расписан по минутам: по понедельникам, средам и пятницам она занималась рукоделием с бабушками в нью-джерсийском доме престарелых, а в остальные дни она с этими же бабушками изучала приемы боя на ножах, скалолазание и сонеты Шекспира». Тут один и тот же эффект неожиданности использован дважды. Потренируйтесь. Это совсем несложно.

Полный бред, или Читатель, я упоролся. Данный прием из разряда «потому что гладиолус». Можно пороть чушь (главное, чтобы потом чушь не выпорола вас), но стоит помнить о том, что вы все-таки пишете для читателя, а он может не всегда понять того, что вы хотите ему сказать посредством заклинаний пьяных шаманов племени Тумба-Юмба. У автора ведь должна быть хоть какая-никакая сверхзадача, а иначе, данное произведение не будет иметь интереса ни с точки зрения литературы, ни с читательской стороны.

Авторские окказионализмы. Новые, придуманные автором слова, которые имеют смысл только в определенном контексте, поскольку, как правило, созданы с нарушением правил словообразования. «С утра до ночи он скрипичит. Сломать бы пальцы — больше не приспичит».

Такие слова не входят в обиход общепринятой речи. Исключения составляют единицы. И кто знает, может, именно вам посчастливится обогатить русский язык, как это в свое время сделали Набоков со своей «нимфеткой» или Маяковский с «сиюминутностью и судьбоносностью». Кстати, слово «промышленность» когда-то тоже было авторским окказионализмом Карамзина.

И напоследок пара советов:

  • заведите тетрадку или файл, или доску, или стену своей комнаты, на которой вы будете ежедневно (как повезет) записывать новые, придуманные вами, шутки. Или те, которые вы услышали от своих друзей, родных, врагов, учителей, соседей и бомжей. Иногда кассиры в сетевых гипермаркетах выдают замечательные перлы. За ними тоже не возбраняется записывать, потому что они, как правило, не особо беспокоятся об авторских правах.
  • Возьмите в привычку читать толковые словари: чем богаче ваш словарный запас, тем больше у вас средств для создания смешного текста. Поверьте, русский язык не просто так называют одним из самых богатых.

Лучше, конечно, если шутки все же будут «умными», а не плоские или про «задницу». А уж про «плоскую задницу» писать и вовсе не стоит.

И самое главное — практически все слова, имеющие звук «ф», смешные.

Удачи Вам, вдохновения, умной и в меру упоротой Музы, соблюдения Конституционных прав и котиков. Конституционных котиков, конечно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *